Информационный стиль - это редакторская дисциплина, которая помогает сделать сложный текст простым, выделить главное и помочь читателю сделать выводы.
Информационный стиль сокращает время читателя и убирает словесный мусор из текста. Ничего лишнего! Только факты и та информация, которую можно подтвердить.
Пустословие и информационный стиль
Информационный стиль не входит в формальную классификацию стилей русского языка. Он применяется в любой ситуации: в договоре, статье, рецензии, научном докладе, рекламном плакате, пресс-релизе, новости, на сайте, в интерфейсе, рассылке или смс-уведомлении. Он помогает вытравить пустословие и обнажить суть в любом тексте: хоть в рекламе, хоть в корпоративных новостях.
Пример №1
Пустословие: Создаем эксклюзивные коммуникационные проекты «под ключ».
Информационный стиль: Проектируем локальные сети, поставляем и устанавливаем оборудование, внедряем программы и обучаем сотрудников ...
Пример №2
Пустословие: Драматический спад продаж вызвал фундаментальные изменения в структуре менеджмента нашей компании.
Информационный стиль: Из-за спада продаж на 40% акционеры уволили основателя и наняли нового директора.
Необъективность и объективность
В информационном стиле приходится искать правду, отказываться от необъективных оценок и помогать читателю самостоятельно делать выводы. Объективность и правда – неизменные принципы информационного стиля, о чём бы вы ни писали: хоть о булочках, хоть о промышленном оборудовании.
Пример №1
Необъективно: Попробуйте наши замечательные, вкусные и мягкие французские булочки!
Объективно: Наш кондитер Франсуа выпекает булочки из французской муки по семейному рецепту. Чтобы они были мягкими, он добавляет...
То есть, писать нужно о том, что можно доказать и показать!
Пример №2
Необъективно: Высококачественная сборка и точная подгонка деталей гарантируютнепревзойденную прочность конструкции наших телефонов!
Объективно: При сборке мы используем микронную подгонку деталей. Благодаря этому в телефон не попадает пыль и влага, а корпус выдерживает падение с высоты 5 метров.
Респектабельность и простота
Информационный стиль заставляет писать просто, даже в ущерб статусу и респектабельности:
Респектабельно и пусто: Наша компания высокопрофессиональных сотрудников - является ведущим поставщиком решений по обеспечению телекоммуникаций высочайшего класса.
Просто и сильно: Подключаем интернет, корпоративные сети и видеоконференцсвязь для госструктур и банков. Наши видеосистемы работают в центрах быстрого реагирования МЧС, а системы безопасности защищают Беларусбанк и МТБбанк.
Перегруженность и простота
Информационный стиль борется с перегруженностью и двусмысленностью. Там, где читатель тонет в словах, информационный стиль поможет выплыть. Допустим, у нас статья на сложную тему:
Перегружено: Отметим также, что именно своевременное предупреждение всех сотрудников отделов о возможных экономических и политических изменениях в компании, основанное на принципах открытости и взаимоуважения руководства и рабочих, может стать залогом социальной устойчивости на фоне нестабильности...
Просто: Во время кризиса директор должен честно объяснять сотрудникам, что происходит в компании.
Притянуто за уши и факты
Информационный стиль не любят за прямоту. Там, где обычно автор может извернуться и притянуть аргументы за уши, в информационном стиле должны стоять факты. Особенно от этого больно ленивым журналистам, которым некогда искать факты:
Притянуто за уши: Стоит ли говорить, что в наши дни всё внимание прогрессивной общественности приковано к новейшим достижениям физики? Эта новая увлекательная область интересует всех - от мала до велика. Инеудивительно: ведь физика таит всебе столько чудес!
Факты: В феврале 201б года европейские и американские физики объявили миру об обнаружении гравитационных волн. Об этой новости написали все популярные СМИ. «Постнаука» и «Афиша» опубликовали популярные объяснения этого открытия.
Об авторах книги
Авторы этой книги Максим Ильяхов и Людмила Сарычева.
Максим Ильяхов — знаменитый российский лингвист, кандидат педагогических наук и создатель сервиса «Главред». Автор сотен статей и учебного курса по информационному стилю. Ведет занятия в Школе редакторов Дизайн-бюро Артема Горбунова.
Людмила Сарычева — редактор, соавтор «Рассылки Главреда» и «Продвинутого курса Главреда». Главный редактор «Модульбанка»: разработала редполитику и инструкции для составления писем, смс, новостей и интерфейса. Запустила сайт для предпринимателей «Дело». Автор блога о редактуре и работе редактора, статей о финансовой грамотности. Ранее — редактор рассылки «Мегаплана».
Авторы книги на конкретных примерах показывают, что такое хорошо и что такое плохо в информационных, рекламных, журналистских и публицистических текстах. Как писать письма, на которые будут отвечать, и рассылки, от которых не будут отписываться. Как создавать действенные и не вульгарные рекламные объявления. Как излагать мысли кратко, ясно и убедительно: без языкового мусора, фальши и штампов. Следуя рекомендациям в книге, вы научитесь писать понятно, увлекать читателей и добиваться доверия. Это обязательная книга для копирайтеров, авторов и редакторов, а также дизайнеров, программистов, менеджеров, предпринимателей, руководителей, служащих и всех, кто использует текст в работе.