В предпоследний день зимы спутник Минска Фаниполь сковал транспортный коллапс. Выехать из города оказалось проблематично. Жителям пришлось подолгу стоять на остановках в ожидании маршруток, но те проносились мимо, даже не притормозив. У кого сдавали нервы – вызывали такси, другие продолжали ждать, теряя время и терпение. Ситуация повторилась и на завтра, и на послезавтра. И, по сути, полностью не разрешилась до сих пор.
Проблема с нехваткой общественного транспорта в городе-спутнике возникла практически в одночасье. Связана она с тем, что после двух крупных ДТП в Беларуси — под Смолевичами и Бобруйском — на маршрутки обрушились масштабные проверки. На Фаниполе это отразилось следующим образом: маршрутки в городе-спутнике перестали брать на борт пассажиров при отсутствии свободных сидячих мест. Разумеется, правилами запрещено перевозить пассажиров стоя. Но так делали почти все и после того, как от этой практики отказались, выяснилось, что объемов перевозок катастрофически не хватает — все желающие не помещаются.
Организаторам перевозок стоит отдать должное: на проблему «Миноблпассажиртранс» и «Автомобильный парк № 15» города Дзержинска отреагировали быстро и в тот же день, 27 февраля, провели в Фаниполе мониторинг. В течение ближайших нескольких дней через город пустили дополнительные автобусы, а чуть позже в пиковые часы сократили интервал движения маршруток – с восьми до пяти минут. Но помогли ли эти меры?
Что говорят фанипольчане?
С этим вопросом мы обратились к местным жителям и получили довольно живой отклик. Эта тема сейчас волнует многих. Если обобщить более ста комментариев, которые получила редакция, то в подавляющем большинстве люди считают, что транспортная ситуация в городе не улучшилась. Добраться до Минска и вернуться обратно по-прежнему тяжело.
Вот некоторые мнения:
«Ничего не изменилось. Даже хуже стало. Утром из Фаниполя выехать большая проблема. А вечером на Малиновке (18-19 часов) вообще не вбиться в маршрутку, приходится по 2-3 машины пропускать».
«Такое себе, ждала хоть какой-нибудь транспорт в течении 25-30 мин., а маршрутки все заполнены и говорят что стоя нельзя (причины понятны), пришлось такси вызывать».
«Вчера с Малиновки не могла уехать в 17 часов, но на мое счастье приехал пустой дополнительный автобус, расписание я не знала, но была очень рада и благодарна».
«Если ехать до 7 утра на работу, то все же дополнительный автобус очень помогает».
«Я всегда уезжаю: и утром, и вечером. Мне на работу к 9:00. Еду либо на фанипольской маршрутке, либо на автобусе».
«После трагедии в Смолевичах, стало ужасно добраться до Минска и обратно. Последний рейс в 22 часа, у электричек тоже ужасное расписание. Вечером из Минска можно добраться только на такси. Все очень и очень печально стало. Дополнительное расписание на остановках в Фаниполе отсутствуют. То ли ходят какие-нибудь автобусы, а то ли и нет».
«Нет актуального расписания на автобусы. Вообще найти расписание автобусов в Интернете тот еще квест. На гимназии висит "летний" график на ржавой табличке».
Что касается еще одного вида транспорта – электричек, то они могли бы стать хорошей альтернативой маршруткам. Но едут до Минска в два раза дольше, днем ходят раз в час, а не каждые восемь минут как конкуренты. И тем горожанам, профессии которых требуют мобильности, совсем не подходят. Что жителям удобнее – за то они сами и «проголосуют».
Что говорят перевозчики?
– Я не вижу причин для улучшения ситуации. Тех мер, которые приняли, недостаточно, потому что объема машин, даже с учетом дополнительных единиц, мало, чтобы все с комфортом добирались до Минска и обратно, – говорит один из водителей маршрутки, работающий по фанипольскому направлению. – Мы, водители, в пиковые часы берем людей на конечных, а на остальном маршруте практически не останавливаемся, потому что все места заняты.
Также водители рассказывают, что штрафы сейчас стали для них обычным делом. Если маршрутчик не уследил и в машину вошло хоть на одного человека больше, чем положено, то за это грозит штраф 2 базовые величины.
– А это 74 рубля, – уточняет собеседник. – Два рубля получил за билет – 74 отдал. Сколько нужно перевезти людей, чтобы «отбить» этот штраф? Разумеется, сейчас мало кто готов идти на такой риск.
Кроме того, в среде водителей сейчас активно обсуждается вопрос о внесении изменений в Правила дорожного движения, которые проанонсировал министр внутренних дел Беларуси Иван Кубраков. Пока ничего конкретного по этому поводу неизвестно, но среди перевозчиков ходят слухи что штрафы для них вырастут до 10 базовых величин, а при выявлении повторных нарушений вообще будут лишать водительских прав на год или два.
– Хочу обратить внимание, что в Фаниполе появилась еще одна проблема – незаконные перевозчики. Люди ищут выход из ситуации и некоторые стали оказывать такую услугу нелегально. Стоит понимать, что они не дают пассажирам никакой гарантии. К примеру, никто из них не застрахован, а у официального перевозчика страховка есть на каждого, – продолжает водитель.
Как разрешится ситуация, пока непонятно. Быть может, в судьбе фанипольчан (многих вчерашних минчан), которые в большинстве своем работают в Минске и платят там налоги, поучаствует столица. И, возможно, тогда станет понятнее, что на практике значит статус «спутник» и на что могут рассчитывать люди, которые уезжая из столицы за МКАД, верили в то, что «спутниковая связь» существует.