Поездки на маршрутках – неотъемлемая часть жизни тех, кто обосновался за городом и не имеет личного автомобиля. Казалось бы, быстро, просто и удобно. Но в Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь отмечают постоянный поток жалоб от пассажиров маршруток: претензии в отношении перевозчиков в проверяющую организацию поступают практически ежедневно. И поэтому инспекторов этой службы нередко можно встретить на дорогах Минской области и столицы.
В Фаниполе 22 декабря случилось ДТП с участием маршрутного такси. Водитель микроавтобуса не справился с управлением и машина вылетела в кювет. К счастью, никто не пострадал. Но мнения местных жителей насчет того, кто виноват в случившемся, разделились. Одни обвиняли дорожников за то что вовремя не расчистили и не обработали проезжую часть, другие припомнили все грехи водителям таксичек: ездят быстро, неаккуратно, хамят и сидят за рулем в телефоне.
Так ли это, а также какие правила следует соблюдать водителям и пассажирам маршруток, узнавал «Фаниполь.бай».
10:00. Отправляемся с остановки «Поликлиника» в Фаниполе. На информационном табло указан интервал ожидания таксички 6-8 мин. Впрочем, с опозданием микроавтобусов глобальных проблем нет. Гораздо большая загвоздка заключается в том, что в будние дни в направлении Минска машины ездят переполненными. Но это в часы пик. А сейчас автобус приезжает полупустым. Расплачиваюсь, но водитель билет не предлагает. По этому пункту он проверку не проходит.
! Невыдача билета – нарушение. Причем ответственность лежит в том числе на пассажирах. Не спешите скорее занять место в салоне, а обязательно попросите квиток. В случае, если транспортное средство попадет в ДТП, без предоставления билета страховая компания не выплатит вам компенсацию.
10:01. Располагаюсь в салоне. Свободным мест много, никому из пассажиров не приходится стоять. На табличке значится: 15 сидячих мест. Но так, чтобы все с комфортом расположились в салоне, бывает далеко не всегда.
! Если в транспортном средстве перевозят больше пассажиров, чем предусмотрено мест для сидения, то это нарушение законодательства. За это работники Транспортной инспекции привлекают перевозчиков к ответственности.
10:10. Проводим визуальный осмотр маршрутки. Мы, конечно, не Транспортная инспекция, но наличие отдельных данных проверить можем. Так, например, в салоне обязательно должна находиться информация о водителе. По этому пункту перевозчик также проходит нашу проверку.
! Но если бы его остановили представители компетентных органов, то попросили бы предоставить водительское удостоверение на наличие соответствующей категории, техосмотр, карточку маршрута, а также пассажирскую страховку. Если последней нет, то все находящиеся в салоне пассажиры в случае аварии не получили бы денежных выплат.
10:13. «Лишних» пассажиров водитель маршрутки в городе на борт не берет, проезжает мимо голосующих. Выезжаем на трассу Р1. О манере вождения и скорости движения маршруток ходит немало анекдотов. Поэтому при помощи мобильного приложения решаю проследить за соблюдением скоростного режима. По автостраде едем не больше 95, на въезде в Минск снижаем до 60.
! Нередко к водителям маршруток обращаются с просьбой отвезти по пути «передачку» в другой город: сало, закатки, картошку… Но делать это водителям запрещено. Чтобы выявить нарушителя, Транспортная инспекция даже может провести контрольную закупку.
12:35. На обратном пути в салон машины набивается прилично народу. Замечаю, что на одном из кресел вместо пассажира – гигантский рюкзак. А так можно было? Водитель предлагает мне пересесть на переднее сиденье и сам, без напоминания, вручает билет. Впрочем, нареканий у меня к нему не возникает и по еще одному обязательному пункту: опрятный вид и вежливость.
! Для перевозки в маршрутке определены вполне конкретные габариты багажа. Так, маломерная ручная кладь должна быть не более 151 см. в длину. С велосипедом в маршрутку тоже нельзя. Его можно перевозить только в разобранном виде. А вот средства социальной реабилитации, например, детскую коляску, трость, костыли, санки, брать с собой можно. Только нужно следить за тем, чтобы габаритный предмет не загромождал проход.
Ситуация на дорогах Минской меняется каждый день. В ходе нашего эксперимента глобальных нарушений выявлено не было. Но это не значит, что пассажирам можно терять бдительность.